Назад к списку отзывов
Андрей январь 2013 г. , Мале

В отзыве есть: Развлечения и тусовки, Личные впечатления, Достопримечательности, Природа и погода, Транспорт и др. полезная информация, Еда, напитки, курево :)

Правда и мифы о Мальдивах

Правда и мифы о Мальдивах.
Готовясь к поездке на Мальдивы, чуть ли не месяц просидел в Интернете, прочитал множество отзывов, просмотрел невероятное количество фото - и видеоматериалов (в том числе профессионально снятые фильмы и фоторепортажи), изучил всю доступную официальную информацию. В ходе поездки и пребывания на Мальдивах была возможность сопоставить полученную заранее общую картину с действительностью. В итоге испытал положительные и отрицательные эмоции в равной степени. При возвращении в Москву твердо решил написать свой отзыв о поездке, дабы помочь тем, кто будет там после нас. Ниже не буду касаться общей информации о Мальдивах, которую легко найти и изучить в Интернете. Изложу только конкретные факты. Приготовьтесь к тому, что отзыв будет длинным, но, обещаю, что объективным и весьма полезным для Вас. Итак, все по порядку.
Отдыхали на Мальдивах с 05.01.2013 по 12.01.2013 (8 дней, 7 ночей) в отеле SUN ISLAND RESORT & SPA 5* (САН АЙЛЕНД РЕСОРТ + СПА 5 звезд) на острове Налагурайдо южного Ари атолла по системе «все включено». Приехали вчетвером, все взрослые мужики: 2 отца на шестом десятке лет и два сына на четвертом десятке. Мы с сыном посетили Мальдивы впервые, наши компаньоны – в третий раз.
Первый миф – это восторженные отзывы о перелете по маршруту Москва (Шереметьево, терминал «F») – Мале (столица Мальдив) самолетами компании «АЭРОФЛОТ». Наш рейс должен был состояться в 23-50 04.01.2013. Расстояние в 7000 километров по расчетному времени мы должны были преодолеть за 8,5, максимум - 9 часов, т.е. в 08-30 – 9-00 по Москве, в 09-30 – 10-00 по местному времени (разница во времени + 1 час в это время года) мы должны были прибыть в аэропорт назначения. Время полета, на мой взгляд, выбрано очень удачно по вполне понятным причинам. Регистрация прошла вовремя, посадка в самолет «AIRBUS 330 – 300», рассчитанный на перевозку от 335 до 445 пассажиров (в зависимости от разделения салона на классы), так же. А далее начались почти два часа ожидания в недрах огромного лайнера. И начались проблемы!
Спустя полчаса ожидания взлета в отсутствии какой либо информации о причинах задержки рейса, командир корабля бодрым голосом сообщил нам о том, что мы ожидаем выполнения антиобледенительной обработки лайнера, после завершения которой обязательно состоится взлет. Еще сорока минутами позднее, в течение которых никто из пассажиров рейса не наблюдал ничего похожего на антиобледенительную обработку, он же поведал нам все тем же бодрым голосом о том, что в самолете обнаружены неисправности и для их устранения требуется время. Это же надо так уметь «обнадежить» пассажиров! Шикарный способ смертельно напугать перед полетом и испортить настроение четырем сотням туристов, мечтающих о заветном долгожданном и щедро оплаченном отдыхе! Спустя еще 15 – 20 минут, т.е. в 01 – 20 05.01.2013, первый пилот предложил нам забрать свои вещи и покинуть борт, забыв при этом извиниться от имени зря хваленой и так усердно рекламирующей себя авиакомпании за причиненные неудобства. Еще десятью минутами позже, когда недовольные, если не сказать разозленные, пассажиры, среди которых было немало сонных, только что разбуженных детей, толпились в узких проходах салона лайнера, ожидая возможности перебраться в здание аэровокзала, командир корабля радостно заявил, что неисправности устранены, мы можем вернуться на свои места, сейчас пройдет тестирование, будут подписаны разрешительные документы и мы, наконец, взлетим.
Даже непосвященному, далекому от авиации человеку совершенно ясно, что все необходимые формальности и работы по подготовке лайнера к вылету, все тесты и проверки должны быть завершены задолго до регистрации на рейс и посадки пассажиров. Людей, уже попавших на борт самолета одной из самых крупных, но к стыду и позору для России (!), далеко не лучших авиакомпаний мира, не должны интересовать внутренние проблемы компании, аэропорта и т.д. И эти люди, отдавшие немалые деньги дельцам из «АЭРОФЛОТА» и «Шереметьево» в надежде на качество оплаченной услуги, люди, из рук которых кормятся упомянутые нувориши, заслуживают как минимум уважения к себе и не достойны вранья и глумления.
Возникает вопрос: правило это или исключение из него, когда руководство «АЭРОФЛОТА» сажает в левое кресло, мягко говоря, неумного человека, доверяет управление огромным лайнером, жизни сотен людей клиническому идиоту?! Человеку, который считает пассажиров (в большинстве своем достойных, состоятельных людей и состоявшихся, реализовавших себя личностей) стадом безмозглых баранов, позволяет себе нагло врать им, унижать их своим враньем, открыто издеваться над ними и тупо пугать их. Пишу, не стесняясь в эпитетах. Потому, что привык называть вещи своими именами. Потому, что был обижен и унижен в числе четырех сотен пассажиров на борту этого рейса.
Взлет наш (при шикарной погоде в Москве, Мале и, как мы убедились в ходе полета, на всем отрезке пути!) состоялся с двухчасовым опозданием после ничем серьезным не мотивированной задержки. Два лишних часа люди провели на борту лайнера, что, поверьте, совсем немало и не безобидно для таких дальних перелетов (это Вам не кратковременные «подскоки» на внутренних рейсах!). И провели в итоге 11 часов в жутких, на мой взгляд, условиях при полном отсутствии цивилизованного сервиса! Об этом подробнее.
Более – менее приемлемые (отнюдь не идеальные) условия для такого дальнего перелета на борту лайнера имеются только в отсеке премиум (или первого) класса, где летит всего 28 человек. На борту нашего лайнера попросту отсутствовал отсек бизнес класса, на перелет в котором мы рассчитывали и оплачивали места. Всю оставшуюся площадь салона лайнера занимал отсек эконом класса. Кресла в нем были установлены так тесно, что человек ростом выше 180 см. (а таких на борту было немало – 20 – 30%) вынужден лететь чуть ли не в позе «эмбриона», намертво упершись коленями в спинку впереди стоящего кресла, не имея возможности не просто вытянуть, а даже пошевелить ногами, не давая впереди сидящему пассажиру откинуть спинку кресла назад. Сами кресла очень тесные. Люди с габаритами чуть выше средней упитанности (коих на нашем рейсе было не мене 50%) были вынуждены в прямом смысле слова втискивать таз в проем кресла и сидеть все 11 часов «запечатанными», плотно подпирая друг друга локтями. Что такое длительное вынужденное положение в возрасте за 50 при немалом росте и габаритах, при наличии остеохондроза, грыж межпозвоночных дисков, заболеваний сосудов нижних конечностей и прочее…. объяснять не надо. В моей ситуации (при росте около 190 см, весе 115 кг, при наличии проблем с позвоночником) перелет мог превратиться в пытку. То обстоятельство, что на борту находилось несколько двухметровых гигантов с весом 150 кг и выше, не утешало, а вызывало сострадание к попавшим в ловушку в прямом смысле людям. Хочу заверить Вас, что практически никто из пассажиров (все из-за той же тесноты в рядах) не имел возможности полноценно откинуть кресло назад для сна. От того и летели в позах «эмбрионов» и спали (кому удалось уснуть), скрючившись, со сложенными шеями. А, ведь полет происходил ночью!
Избежать описанной проблемы можно только одним способом: при регистрации на рейс выпросить места в технических проходах напротив люков эвакуации. В данном типе самолетов есть всего восемь таких кресел (четыре посередине и по 2 по бортам) в средней части салона сразу за 4 кабинами туалетов. Присутствие последних в непосредственной близости ничего не стоит по сравнению с возможностью двигаться в кресле, встать и походить по салону, никого при этом не потревожив, вытянуть ноги и шевелить ими, когда они начинают «затекать»…. Но шансов, что эти места не окажутся уже занятыми к моменту вашего прибытия на регистрацию ничтожно мало. Даже, расположившись на них, Вы приобретете совсем немного «переднего» пространства, но не рассчитывайте на «заднее», ибо откинуть спинку кресла Вам все равно не удастся!
Причины такого хамского отношения к пассажирам на борту международного рейса «Аэрофлота» просты и очевидны. Они заключаются в необузданной жажде наживы. Лучше набить салон до отказа самыми, что ни наесть, дискомфортными креслами, максимально сократить расстояние между ними, чем потерять солидные деньги, создав пассажирам комфорт международного уровня на борту лайнера. И пусть народ корчится и давится в салоне, как те сельди в бочке, в течение 9 – 11, может, и более часов!
Кстати о туалетах. Две передние кабины туалетов были доступны только пассажирам первого класса. Шести оставшихся кабин оказалось слишком мало для битком забитого пассажирами салона эконом класса. Возле каждого туалета постоянно толпились люди, образовывалась очередь. В итоге, спустя час с момента посадки в самолет 5 из 6 кабин оказались изрядно загаженными. Никто из обслуживающего персонала рейса и не подумал периодически убирать туалеты в процессе перелета! Никто из «тружеников салона» не снизойдет до такой «черной» работы! Для этого на земле есть «Рафшаны». И плевать нашим «великим» стюардессам на интересы и удобства людей. А, ведь туалетами пользовались и дети, коих на борту было не менее 20%!
Члены экипажа зарезервировали для себя одну из 6 кабин в хвосте лайнера, пользовались ею в течение всего полета и никого из стоящих в очередях пассажиров к ней не подпускали. Нормальное соотношение, не правда ли?! Почти 400 человек на 5 кабин и 10 – на одну! Интенсивность использования туалетов резко возрастала за час до посадки, когда народ, помимо отправления естественных надобностей, начинал использовать малюсенькие, изрядно загаженные кабинки для переодевания в летние наряды. Лично для меня этот процесс был невероятно мучительным из-за тесноты и грязи на всем, что располагалось по периметру в нижних боковых частях кабины.
Уважающие себя, самые рейтинговые авиакомпании мира абсолютно оправданно считают однозначно необходимым (!) присутствие уборщиков туалетов на бортах такого класса и выше в ходе длительных беспосадочных международных перелетов. «Аэрофлот» решил сэкономить и на этом, мол, россиянам к «ароматам» и грязи привокзальных сортиров российской глубинки не привыкать. Перебьются и здесь! А то, что оплатили по полной широко разрекламированный и, что особенно важно – гарантированный сервис, так это – мелочи. На то и расчет, что судиться с ними никто не будет! Люди пожалеют себя, свои нервы и деньги, уверенные в том, что в итоге ничего не добьются.
Вывод из описанной в предшествующем отрезке текста ситуации до банальности прост. «АЭРОФЛОТ» интересует исключительно нажива! Руководству компании плевать на интересы, комфорт, безопасность в том числе (ибо, случись авиакатастрофа, шансы погибнуть при таком расположении кресел для туристов возрастают многократно), настроения и пожелания пассажиров! К сожалению, на этом увиденные мною проблемы компании, вернее, проблемы и беды пассажиров «АЭРОФЛОТА» (!) не заканчиваются. Поговорим об обслуживании, о сервисе на борту одного из самых крупных и популярных международных рейсов «АЭРОФЛОТА».
Стюардессы и стюарды на рейсе были, как на подбор, не то, что некрасивыми, непривлекательными, а даже – страшноватыми. Не вышли ни лицом, ни фигурой. Не на что глаз положить. Хотя в былые времена внешние данные были одним из основных критериев отбора персонала, как на международные, так и на внутренние рейсы. И это было правильно. Пассажиры в небе должны получать положительные эмоции. Черная униформа их, заведомо проигрывала в сравнении с яркими цветами и оригинальным дизайном формы экипажей самых известных авиакомпаний мира, коих мы в большом количестве лицезрели по прилету в Мале и вылету из него. Но беда не в этом, не в антураже! Беда в очевидном хамстве, неуважении к пассажиру, ложном чувстве собственной значимости, переоценке собственного «я», лени и очевидном непрофессионализме «тружеников салона» на нашем рейсе.
Вот несколько доказательных примеров того, о чем пишу. В ответ на очень корректное обращение сына к одной из стюардесс с вежливой просьбой подыскать более удобное место для меня в салоне с полной мотивацией причин он получил навстречу хамское заявление: «Разуйте глаза! Салон битком набит!». Не желая опускаться до уровня этой «амебы», сын не развязал скандал, а прошелся по салону в поисках желанного варианта и нашел его в числе описанных выше восьми мест. Невероятное везение! Но вполне объяснимое в нашей ситуации. Три из четырех мест в центре салона были заняты женщиной с двумя детьми. Одно место осталось свободным только в силу своей нечетности. Ибо на Мальдивы летают не в одиночку, и чаще в четном количестве. Тем не менее, я четыре часа перелета из девяти топтался по салону.
В ответ на мою вежливую просьбу принести стаканчик охлажденной минеральной газированной воды, обращенную к случайно проходящей мимо стюардессе, прозвучало: «Что потерпеть не можете?! Будем кормить, получите свою воду!». Воды я так и не дождался до конца перелета. Во время развоза напитков и кормления мне заявили, что газированной и холодной нет. Пил простую теплую минералку не лучших сортов, которую вообще сложно назвать минералкой. Нечто хуже самой невкусной воды из под крана!
Кормили в полете дважды и оба раза отвратительно. Так плохо, что лучше бы не кормили вообще! От разогретых в бортовых СВЧ - печах горячих блюд исходил подозрительный запах с непонятным и неприятным кисловатым душком. О вкусовых качествах продуктов в брикетах говорить вообще не приходится. Большинство пассажиров из боязни отравиться самим и отравить детей и в силу разочарования качеством отставляли свои порции на пол, едва притронувшись к «аэрофлотской пайке». При сборе «объедков» ни одна из стюардесс не соизволила поблагодарить пассажиров, милостиво подавших им контейнеры. И, наоборот, от тех людей, которые справедливо решили не участвовать в этом процессе, не выполнять чужую, уже оплаченную ими работу, стюардессы требовали (!) подать им остатки «гнилого» товара».
В процессе всего перелета я не видел постоянно суетящихся и улыбающихся, как пишут в отзывах, стюардесс, не слышал ни одного приветливого слова, не лицезрел ни одной искренней улыбки! Никто из персонала лайнера заботливо не накрыл тебя пледом, не предложил повязки на глаза, не сказал доброго слова…! Никто не задал вопроса: удобно ли Вам, не нуждаетесь ли Вы в чем-либо! Персонал выполнял свои обязанности уныло и лениво, без души, как нудную приевшуюся безынтересную работу, периодически зевая на весь салон, всячески своим видом давая понять, что мы, «гребанные толстосумы», достали их до печенок. Зато хамство в виде грубых окриков в сторону пассажиров наподобие: «Немедленно сядьте на свое место и прекратите шататься по проходу!» слышал регулярно. Благо, относилось не ко мне. Ибо, при моей болезненной гордости, это неизбежно привело бы к тяжелым скандальным последствиям. Рыба гниет с головы: каков командир – таков экипаж!
Вывод из описанной ситуации прост: на международные (читай – самые выгодные и престижные во всех отношениях) рейсы в «АЭРОФЛОТЕ» попадают не избранные (в хорошем понимании этого слова), не умные, красивые, толковые, образованные люди, не высококультурные профессионалы, не мастера своего дела. Сюда набирают всякий сброд по блату, по родству, за взятки, по звонку и т.д. Очевидно только одно обстоятельство: любовниц управленцев «АЭРОФЛОТА» сюда не берут, ибо таких страшилок, каких мы видели на нашем рейсе, не держат в качестве любовниц. Или эти самые «боевые подруги» летают на других, более престижных рейсах. А менеджерам по персоналу компании «АЭРОФЛОТ» давно пора застрелиться!
Негатив, который накопился за время перелета в Мале, несколько смягчили высококлассные пилоты, улыбчивые вежливые и заботливые девочки и мальчики из персонала салона обратного рейса «АЭРОФЛОТА» на Москву в 11-00 (по факту – в 13-30 по местному времени) 12.01.2013. Очень хороший экипаж. Но, даже их профессионализм, добросовестность, доброта и радушие, забота о пассажирах не смогли затмить впечатлений от все той же тесноты, переполненности самолета, отвратительной пищи, грязных туалетов, очередной задержки рейса и т.д.
Глобальный вывод из сказанного выше прост. Не связывайтесь с «АЭРОФЛОТОМ»! Одна из самых крупных авиакомпаний мира, гордо заявляющая о себе, как о члене альянса «СКАЙТИМ» при каждом включении внутренней связи борта, по факту является дутым мыльным пузырем. Знайте: «АЭРОФЛОТУ» на Вас наплевать! Им нужны только Ваши деньги! У меня, при одном лишь воспоминании об «Аэрофлоте», учитывая, сколько я налетал его рейсами, на ум приходит только отборный мат, презрение и, даже – ненависть! По возможности летите на Мальдивы самолетами авиакомпании «ЭМИРЕЙТС». Она уже не раз доказала и не устает доказывать, что не зря входит в тройку лучших авиакомпаний мира.
Вернемся к правде и мифах о Мальдивах. Подчеркиваю, что впереди только факты! Наш «друг» из «АЭРОФЛОТА» пытался наверстать в пути время, потерянное в «ШЕРЕМЕТЬЕВО», о чем красноречиво свидетельствовали персональные и «общие» мониторы на борту, поставляющие онлайн данные о сиюминутных высоте, скорости, местоположении самолета на картах - гибридах, температуре за бортом, пройденной и оставшейся дистанции, расчетному времени прибытия и т.д. Но все равно опоздал на час. И это опоздание горько «отрыгнулось» тем из наших попутчиков, которые летели на дальние острова архипелага. В том числе и нам. Прилети мы вовремя, нас бы отправили на остров в течение часа. Ни мы, ни многие (думаю, добрая половина) из наших попутчиков не потеряли бы щедро оплаченный день отдыха!
Именно здесь, в аэропорте Мале начинается трансферт на 82 острова-отеля Мальдив с разбросом по расстояниям от 10 до почти 700 км.
Коротко о Мале. Это самая маленькая и самая густонаселенная столица мира, где на сравнительно маленькой площади выступающего из океана кораллового остова, по сути – на очень скромном по размерам коралловом основании, умудряются жить, работать, учиться, рожать детей… в кромешном нагромождении зданий и учреждений целых 80 тысяч человек. Расположенные в непосредственной близости от столицы многочисленные порты, большие и маленькие рейдовые стоянки, аэропорт, так называемый хозяйственный или технический остров, создают экологическую, социальную, шумовую…. обстановку, малопригодную для качественного здорового отдыха. Особенно с детьми! Не верьте тем, кто пишет в Интернете о возможности хорошо отдохнуть в отелях Мале. Это полная чушь и второй миф о Мальдивах! Там можно только переночевать.
Третий миф – это быстрый и удобный трансферт из Мале на Ваш остров – отель. Согласно данным, почерпнутым мною из Интернета, трансферт до острова Налагурайдо в отель SUN ISLAND RESORT & SPA 5*, который находится всего в 107 км на юго-запад от аэропорта столицы Мальдив, должен был выглядеть следующим образом: нас встречает местный абориген с табличкой с названием отеля или представитель туроператора. Далее группа (как правило, это 30, реже 40 человек, не более) собирается в небольшом баре около здания аэровокзала на берегу морского порта. Откуда без долгих проволочек доставляется на микроавтобусах к стоянкам гидросамолетов (местных аэро такси). 35 минут полета со всеми рулежками, взлетами и посадками на воду и Вы на острове, т.е. все мероприятие с момента прохождения зоны пограничного и таможенного контроля должно было занять не более 1 – 1,5 часа. Идеальный и самый удобный для перелетов на расстояния от 100 до 300 – 350 км, на мой взгляд, вариант. Хотя и не самый дешевый. В случае своевременного прибытия нашего рейса в Мале мы должны были оказаться на острове не позднее 10 – 10-30 по Москве. И почти весь день наш, особенно, если учесть, сколько за него заплачено!
Альтернативы у такого варианта трансферта всего три:
1. Перелет в район дислокации острова на самолете средней авиации (вместимостью 40 – 50 пассажиров) с посадкой на бетонную полосу с последующей доставкой туристов на соседние острова по воде. Оправдан он только для сравнительно дальних перелетов (до 700 км) на самый юг Мальдивского архипелага, где имеется небольшой аэропорт на одном из южных островов (бывшая американская военная база). По времени это 1,5 – 2 часа полета + время для переезда до острова - отеля по воде (0,25 – 3,5 часа).
В этом пункте хочу сказать, что не стоит пугаться, увидев в правом кресле пилота – мальдивца. В левом кресле обязательно будет сидеть опытный пилот – европеец, работающий здесь по контракту и отвечающий за безопасность Вашего полета. Будьте уверены, что он не позволит своему напарнику угробить Вас вместе с самолетом.
2. Переезд в отель на скоростных катерах. В нашем случае это 3 – 3,5 часа по океану.
3. Доставка на остров в местных тихоходных лодках «Дони», что заняло бы в нашем случае не менее 7 - 8 часов.
Последние два варианта очень неудобны и утомительны по времени и абсолютно неприемлемы для людей, страдающих морской болезнью. Перспектива провисеть несколько часов (в буквальном смысле этого слова) на леерах катера или «Дони», низвергая в океан содержимое желудка, и потом сутки отходить от перелетов и переездов вряд ли кого-нибудь обрадует и прельстит.
Как же все происходило на самом деле. На выходе из зоны пограничного и таможенного контроля нас действительно встретил абориген с табличкой с названием отеля и отправил к стенду нашего туроператора. Оттуда группу адресовали в упомянутый выше бар, где мы провели около часа, распивая местные фруктовые миксты, фреши и джюсы, приобретенные по драконовским ценам. Затем всю нашу компанию вернули в здание аэровокзала (в другое его крыло, предназначенное для внутренних рейсов), где мы прошли повторный досмотр и вновь сдали недавно полученный багаж. В идеальном варианте, который описывался в многочисленных отзывах в Интернете, мы должны были, сдав багаж в Москве, вновь увидеть его уже в своих номерах на острове (разумеется, кроме ручной клади). Далее нас провели в зал ожидания вылета и фактически заперли в нем на три часа (!). Зачем – не известно, логическому объяснению не поддается! Из удобств в зале имелись только туалеты, но отсутствовали место для курения и бар. Вернее, был небольшой барчик, но он не работал и, судя по пыли на прилавке, не работал давно. Дабы попить воды, съесть мороженое или покурить, нам приходилось неоднократно покидать зал и возвращаться в него с повторными многократными проверками документов и персональными досмотрами!
Хочу отдельно заметить, что двух сотрудниц нашего туроператора мы видели только на стенде в аэропорте Мале в течение всего одной минуты! За последующие пять часов (!), проведенных нами на территории аэропорта в ожидании дальнейших перемещений, ни одна из этих бездельниц не удосужилась подойти к нам, дать необходимую информацию, сделать предварительный инструктаж, спросить, как у нас дела, не нуждаемся ли мы в помощи…. Создавалось впечатление, что эти «фифы» не разгибаясь пашут на стенде до седьмого пота с раннего утра и до поздней ночи. Хотя мы знали достоверно, что в течение светового дня на Мальдивах, т.е. 12 часов, в Мале прибывают всего лишь (!) 3 прямых борта из Москвы (компаний «Аэрофлот», «ТрансАэро» и «Ютейр»). По моим подсчетам при таком хамском подходе к обслуживанию и сопровождению туристов их загруженность работой составляла не более получаса (!) в день. Пишу об этом очень важном факте в преддверии того, о чем собираюсь рассказать ниже, и для того, чтобы Вы не верили отзывам в Интернете о том, как Вас качественно опекают туроператоры на архипелаге. Это миф! Только не о Мальдивах. Это факт, подтверждающий отсутствие цивилизованного туристического бизнеса в нашей стране!
Возвращаемся к теме. Итак, прилетев в Мале в 9-30 по Москве с опозданием на час, 1,5 часа мы провели на пограничном и таможенном контроле и в упомянутом баре, таская весь свой багаж за собой (!), 3,5 часа потратили на очередной контроль, досмотр и ожидание в зале вылета. Только в 14-30 по Москве нас сопроводили на посадку в упомянутый выше самолет средней авиации. В нашем случае это был 40-местный ATR с кожаными креслами, гораздо более удобными и мягкими, чем в лайнере «АЭРОФЛОТА». И расстояние между креслами было вполне приемлемым! Посадка в ATR, 100 - километровый перелет на соседний с Налагурайдо остров, где, к нашему несчастью, не так давно построили аэродром, способный принимать данный класс самолетов, перевозка из островного аэропорта до морского островного порта, посадка и загрузка нашего багажа в упомянутые ранее «Дони», переезд по воде на «Дони» на наш остров заняли еще 1,5 часа. Таким образом, мы появились на ресепшене отеля SUN ISLAND RESORT & SPA 5* только в 16-00 по Москве. Еще час ушел на оформление бумаг, предварительный инструктаж, получение багажа, небольшой «перекус» (вместо полноценного обеда), доставку в номера и размещение. Таким образом, мы, не спавшие уже более полутора суток, уставшие от ожидания, вымотанные перелетами, переходами, пересадками, контролями и досмотрами, переездами…, измученные и голодные разместились в своих номерах «Super Deluxe» только в 17-00 по Москве, т.е. в 18-00 (!) по местному времени. Если учесть, что скоротечный закат на Мальдивах происходит в 19 часов по местному, щедро оплаченный нами день отдыха (по факту - один из семи) безнадежно пропал! Общие затраты времени на преодоление пути от квартиры в Москве до бунгало в отеле составили 20,5 часов! Почти сутки, вместо реальных 12 – 12,5 часов!
Совместными усилиями «АЭРОФЛОТА», позволившего себе задерживать рейс и опаздывать с прибытием в порт назначения не в силу объективных причин, а, исключительно, из-за головотяпства, туроператора (в нашем случае «ТЭЗ ТУР») закрывшего глаза (естественно, после получения наших денег) и согласившегося на бездарное планирование трансферта в отель из аэропорта Мале, принимающей мальдивской стороны, тупо организовавшей трансферт по принципу «хуже не придумаешь» без всякой экономической или иной выгоды для себя, у нас украли не просто день отдыха. По факту у нас с сыном украли еще около 1000$, коими мы оплатили этот самый день пребывания на Мальдивах!
Вывод из описанной в последнем разделе ситуации до банальности прост: ни в коем случае не связывайтесь с «Аэрофлотом»(!), в ходе переговоров с туроператором требуйте доскональной проработки трансферта от Мале к острову пребывания. Если Вам не смогут предложить оптимальный для Вас вариант трансферта, езжайте на другой остров – отель не ниже классом. Благо, что таковых немало в ближних окрестностях Мале. Не стоит гнаться за экзотикой на отдаленных островах. Экзотики Вам хватит на любом острове Мальдив! А вот большие расстояния и неудобные, пожирающие время и деньги трансферты могут сильно огорчить. Особенно трепетно следует относиться к подписанию договора с туроператором и начинать защиту своих интересов именно на этом этапе, ибо мы живем в России, где не существует цивилизованного бизнеса. В туриндустрии, повторяю - в том числе! Просматривайте каждый пункт договора буквально через лупу, заставляйте туроператора вносить в договор необходимые Вам, выигрышные для Вас пункты и т.д.
Четвертый миф о Мальдивах заключается в информации, щедро поставляемой в интернет - рекламах туроператорами и наперебой смакуемой туристами в многочисленных отзывах, о гарантированной неизменно чудесной и стабильной погоде на архипелаге в их летний сезон, т.е. с ноября по март – апрель. Это ложь, в чем мы убедились на собственном опыте. Человек предполагает, а Бог, как говорится, располагает. Следует помнить, что Мальдивы находятся в центре Индийского океана на самом экваторе. Что это коралловые острова, высшая точка которых всего лишь 240 см (!) над уровнем океана. Острова эти ничем не защищены от океанических ветров и очень слабо прикрыты от штормов барьерными или домашними, как их здесь называют, рифами. А в океанах, как известно, по определению не может быть стабильной хорошей или плохой погоды. Слишком сильно здесь пересекаются интересы различных природных стихий.
Мы прибыли в SUN ISLAND RESORT & SPA 5* вечером 05.01.2013 в идеальную погоду. На воде и в воздухе царил полный штиль, на небе ярко светило солнце, не просматривалось ни одного облачка. По описанным выше причинам мы не успели насладиться великолепной погодой и погрузились вместе с Мальдивами в шикарную звездную ночь. Но уже утром следующего дня задул сильный ветер, небо заполнилось облаками, не заставили себя ждать и тучи. На барьерном рифе появилась довольно крупная волна, на прибрежном бирюзовом шельфе началось мелкое, но весьма ощутимое волнение. К вечеру пролился первый интенсивный дождь. В течение последующих двух суток было пасмурно и ветрено, периодически шли кратковременные, но очень интенсивные дожди. В районе 20 часов по местному времени 07.01.2013, находясь на так называемой вечерней рыбалке (о ней позднее в подробностях), в открытом океане между островами в кромешной темноте мы попали в настоящий шторм и сильнейший ливень. Промокли до нитки, ибо спрятаться от дождя и ветра на «Дони» невозможно, прилично промерзли (это на экваторе!) и вынуждены были до срока вернуться на остров.
Ветреная и облачная, временами пасмурная погода сохранялась еще в течение трех суток до конца дня 10.01.2013. И лишь в последний полноценный день нашего пребывания на острове Мальдивы подарили нам яркое солнце, полный штиль в небе и на воде, изумительную погоду. Такой же погода была и день нашего отъезда, но мы уже покидали архипелаг. Но поверьте, что плохая погода не сможет помешать Вам насладиться уникальной природой Мальдив, восторгаться величием и красотой синего океана, бирюзовой, идеально прозрачной даже при волнении водой прибрежных шельфов, белоснежным песком пляжей, пальмами над головой и т.д. Меня лично плохая погода никак не огорчила.
Пятый миф о Мальдивах касается тропической, якобы непереносимой, жары и испепеляющего тропического солнца. Информация эта, красочно преподнесенная в Интернете, отпугивает людей пожилого возраста и заставляет их отказаться от поездки на Мальдивы. Признаться, я и сам, начитавшись отзывов, побаивался именно жары, т.к. в последние годы стал плохо переносить ее. Действительность оказалась совсем не страшной. Поверьте, что + 30 в кирпичных и железо - бетонных ущельях Москвы переносятся намного, несопоставимо тяжелее, чем + 30 на островах Мальдивского архипелага. Круглый год на Мальдивах держится постоянная температура воздуха в пределах 28 – 30о C с небольшими отклонениями в обе стороны, но не более, чем на 3 – 4 градуса. Температура воды на прибрежных шельфах стабильна круглый год (даже в сезон дождей) в пределах 24 – 27о, что создает комфортнейшие условия для круглогодичного купания.
По утрам и вечерам жара не особенно допекает. Ее как-то не замечаешь. От дневной жары на островах легко спрятаться в воде лагуны или шикарного, самого крупного на Мальдивах искусственного бассейна, в тени деревьев, пальмовых навесов и «грибков» на пляжах. Океанический бриз, близость воды и тень от деревьев, искусственных или естественных навесов заставляют воспринимать + 30, как + 25. Вы можете укрыться от жары в любом из помещений (от вашего номера, до бара или ресторана) под кондиционерами и вентиляторами. Жара Вас может достать только на открытых солнцу участках в глубине острова, считающегося довольно крупным (1600 на 380 м.), куда не достает океанический бриз из-за плотно растущих деревьев и цепочки бунгало по периметру острова. Но возникает вопрос: что Вам там делать, когда все возможные удовольствия находятся вдоль береговой линии?!
Бороться с ночной духотой, о которой так много пишут в Интернете, так же просто. Следует создать искусственный сквознячок, открыв двери в сторону пляжа и в сторону внутреннего дворика с душем и оставить включенным кондиционер. Поверьте, это абсолютно безопасно. Никто к Вам не зайдет, не залезет и не ограбит. Можно, как вариант, сочетать кондиционер с потолочным вентилятором при закрытых дверях. Дело вкуса. Мы спали очень комфортно. Н улице было + 27, у нас в бунгало – 22 – 24 градуса.
Что касается тропического солнца, то оно действительно опасно, потому, что здесь на экваторе от рассвета до заката ходит прямо у Вас над головой, а путь солнечного луча от самой звезды до Вашего темечка намного короче, чем в северных или южных широтах. И луч этот пронзает атмосферные слои напрямую, а не под углом. Но опасно оно только для тех туристов, которые не имеют головы на плечах, бездумно гонятся за тропическим загаром, не особенно задумываясь о собственном здоровье. Избежать солнечных ударов и ожогов можно довольно легко. Просто следуйте благоразумным советам, коих в Интернете множество. В первые дни пользуйтесь солнцезащитными кремами с высокими индексами защиты, прикрывайте голову, разумно дозируйте свое пребывание на открытом солнце, носите легкую светлую одежду в количестве не большем, чем необходимо для соблюдения приличий. В первые же дни купайтесь в белых майках, т.к. можно легко обгореть даже в воде и т.д. Сам я никогда в жизни не гнался за загаром, никогда не хвастался им перед кем бы то ни было. На Мальдивах по-возможности избегал открытого солнца, но, тем не менее, прилично загорел, даже под тучами в пасмурную погоду. И от Вас при грамотном подходе загар никуда не уйдет.
Очередной шестой миф о Мальдивах касается возможных для туристов опасностей, связанных с флорой, фауной, природными особенностями и социумом Мальдив. Разберем все по порядку.
1. Надводная флора и фауна на архипелаге сравнительно небогата по вполне понятным причинам. Исследуйте эту тему в официальных источниках Интернета и все поймете сами. Могу утверждать точно, что никаких опасных для человека растений (жгущих, режущих, ядовитых….) или представителей животного мира в надводном пространстве Мальдив нет и быть не может. Единственную опасность для Вас со стороны надводной флоры может представлять кокосовая пальма. В случае падения Вам на голову двухкилограммового зрелого кокоса (а падают они постоянно, затем собираются островной челядью и укладываются в кучи вдоль дорожек) с 10 -, с 15 -, нередко с 20 - метровой высоты, как минимум Ваша поездка на этом закончится с легкой степенью увечий. Как максимум – Вы получите перелом черепа с тяжелой контузией головного мозга и непредсказуемыми последствиями. Очень интересный факт из разряда того, о чем буду писать ниже: никто из персонала отеля и представитель Вашего туроператора (если Вам повезет иметь такового на острове!) Вас об этом не предупредит! Лично я получил это предупреждение из Интернета. Избежать неприятности легко. Просто смотрите, где ходите, ездите, смотрите за детьми.
Самая большая неприятность от местной, очень скромной в плане разновидностей, надводной фауны, которая может ждать Вас на Мальдивах – это укус или острые коготки местных кошек. Последних здесь мало. Факт их присутствия на островах совсем не удивителен. Они прикармливаются в большинстве ресторанов и очень агрессивно выпрашивают пищу. Просто не кормите их и не подпускайте к ним детей, ибо ведут они себя довольно нагло. И, вообще, они какие-то не такие, не те, к которым мы привыкли на Родине. Точнее объяснить не берусь. Собак здесь нет вообще. Не видел, не слышал ни одного комара. Естественно, и не был ни разу укушен. Так, что не набирайте с собой репелленты и фумигаторы с расходниками, вопреки многочисленным советам из отзывов в Интернете. Свозите взад – вперед впустую, без надобности! Мух на островах очень мало. Они Вас не достанут, т.к. ведут себя вполне корректно. Впрочем, как и местные муравьи, коих я видел две разновидности: одни просто микроскопические и ничем Вам не досаждающие. Вторые на порядок – два крупнее привычных нам российских мурашей (размерами от 1 до двух сантиметров в длину), тельце которых состоит из трех сегментов с задранным вверх (как у скорпиона) и пугающим несведущих туристов хвостиком. Последние абсолютно безобидны и ведут себя довольно корректно.
Тараканы на островах есть (было бы странно, если бы их не завезли на кораблях с берегов окружающих архипелаг континентов), но я их не видел. В номерах их нет, потому, что нет никакой пищи для них. Говорят, что они водятся в деревенских домах местных аборигенов, на свалках и в недрах ресторанных задворков. Абсолютно безобидными для человека являются представители немногочисленных видов местных птиц, ящерицы гекконы, коих местное население содержит в собственных домах, т.к. они с энтузиазмом истребляют тараканов и муравьев, крысы, которых величают мальдивскими хомяками (не видел ни одной), и летающие собаки или лисицы, которые по факту являются крупными белками, питающимися исключит